П.И. Чайковский
Балет-феерия в двух действиях с прологом и апофеозом
Красноярская версия балета, сохранив логику драматургии и жемчужины хореографии Петипа, сказочно-романтическая по духу. Она ближе к музыке Чайковского, чем к стилистике первоисточника.
В оформлении и костюмах Дмитрия Чербаджи доминируют изысканные полутона. Его сценические пейзажи напоминают сады окрестностей Петербурга, когда сирень в цвету, или же осеннюю пору - "очей очарование" в сцене охоты. В них "вкраплены" отдельные архитектурные элементы. В глубину парка ведёт парадная лестница, по которой сбегает принцесса. В бесконечном сценическом пространстве будто растворяются абрисы тронного зала. Ничего лишнего или нарочито-парадного.
В красноярской редакции заново поставлены танец Карабос (в нашей версии эту роль исполняет мужчина) в прологе, сцены с придворными, крестьянский вальс, сцена с вязальными спицами в начале первой картины, лесной дуэт (погоня принца за видением Авроры) на музыку музыкального антракта. Откровенным романтиком заявлен у нас принц Дезире, который буквально "вылетает" на сцену в начале второго действия, а, оставшись один, исполняет романтические по настроению монологи. Тема Чайковского - "любовь сильнее смерти" - для нашей версии, несомненно, ближе, чем отстранённые метафизические размышления чистого искусства. Поэтому пришлось отказаться от аллегорического апофеоза, прославляющего фей и Аполлона.
В красноярском театре оперы и балета "Спящая красавица" впервые была поставлена в 1992 году. Сейчас вниманию зрителей предлагается вторая редакция этого знаменитого балета, который дополнит репертуар лучших мировых классических балетных спектаклей, уже идущих на сцене нашего театра.
Продолжительность: 2 часа
Загадки "Спящей красавицы"
Знаменитый балет-феерия "Спящая красавица" (3.01.1890) - словно сон наяву, воскрешающий золотой век правления Людовика ХIV. Французским был сюжет балета, позаимствованный его авторами из сказки Шарля Перро. Французом был и постановщик Мариус Петипа (1818-1910). Музыка была заказана Петру Ильичу Чайковскому (1840-1893), который после неудачи своего "Лебединого озера" в Большом театре долго к балетной музыке не обращался. Но предложение инициатора постановки "Спящей красавицы" директора императорских театров князя Ивана Александровича Всеволожского (1835-1909) он принял с удовольствием. И, учитывая пожелания Петипа, Чайковский сочинил одну из самых светлых партитур.
"Спящая красавица" - мечта об идеальной гармонии мироздания далеко не молодых людей (балетмейстеру было 72, композитору 50 лет). Приступая к созданию балета, они преследовали разные цели. Первый из них, вспоминая молодость, радостно прославлял родину - прекрасную Францию. Второй же - искал в этой утопии прибежище от приближающихся старости и смерти. Их детищу была уготована долгая и счастливая сценическая судьба: до сих пор балет сохранился лучше других произведений наследия. Он давно признан "энциклопедией классического танца".
Балет "Спящая красавица" - это дитя любви, в его основе миф о цикличности развития всего сущего, посвящённый четырём главным моментам в жизни человека: рождению, совершеннолетию, свадьбе и смерти.
В балете много символов и аллегорий. Красноречивы даже имена главных героев: принцесса Аврора (утренняя заря), принц Дезире (желанный, к тому же так звали единственную возлюбленную Чайковского - певицу Дезире Арто), король Флорестан ХIV.
Принято считать, что Петипа и Чайковский работали, душа в душу. Формально - да, но вряд ли они до конца понимали друг друга. Для Петипа Аврора-балерина - основной персонаж балета. Её он одарил роскошными подарками - тремя адажио, вереницей вариаций и антре (Аврору на премьере 3 января 1890 года в Мариинском театре танцевала 23-летняя итальянская виртуозка Карлотта Брианца). Танцовщицы для Петипа - вечно юные феи: ведь старость и балет несовместимы. Танца недаром лишена фея Карабос (по традиции ХVII века эту роль играл мужчина). Балет был религией Петипа, танец - обрядом, при помощи которого он молился мастерству и искусству.
Иное дело - романтик Чайковский, который чутко прислушивался к тайным желаниям собственной души. Доказательством тому - лесная картина балета, "охота" Дезире за видением Авроры, в иносказательной форме за её душой, музыкальная характеристика феи Сирени и часто купируемый в разных постановках балета музыкальный антракт. Несмотря на "версальский колорит" всего балета, композитор уводил героев в "иные миры", где кончается власть всесильной Карабос. Тема Злого рока, побеждённого в данном балете, потом вернулась в "Пиковой даме", Шестой симфонии...
При всех противоречиях - "Спящая красавица" грандиозный апофеоз балетного искусства ХIХ века.